Особенности этапа досудебного урегулирования спора по взысканию задолженности
Процесс взыскания задолженности может быть довольно сложным и длительным. Он включает в себя несколько этапов, каждый из которых имеет свои сроки и особенности.
В настоящей статье мы рассмотрим порядок досудебного урегулирования спора.
Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно: переговоры, претензионный порядок, либо с привлечением третьих лиц, например, медиаторов.
Указанная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений.
В случае взыскания задолженности, досудебное урегулирование спора является обязательным. Исполнение данной обязанности выступает условием реализации права лица на обращение в суд, т.е. без соблюдения обязательного досудебного урегулирования спора, суд вернет исковое заявление истцу, а если иск уже был принят к производству, то оставит его без рассмотрения.
Досудебный порядок урегулирования спора также называют претензионный порядок.
Претензия должна быть подписана лицом, уполномоченным на ее подписание. Полномочие лица может следовать, в частности, из доверенности, закона, например генеральный директор действует от имени общества без доверенности.
Если требование предъявляется к нескольким ответчикам, то обязательный досудебный порядок урегулирования спора должен быть соблюден истцом в отношении каждого из них.
Возможные способы передачи или направления претензии:
Претензия может быть вручена адресату лично, направлена ему посредством почтовой связи или иных служб доставки. По нашему опыту лучшим вариантом отправления является отправление претензии ценным письмом с описью вложения.
Отдельно отметим, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» по общему правилу, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора только в отношении суммы основного долга в случае его обращения в суд с требованием о взыскании суммы основного долга и неустойки такой порядок считается соблюденным в отношении обоих требований.
Если истцом указанный порядок соблюден только в отношении суммы основного долга и в отношении данной суммы принято решение суда, а исковые требования о взыскании неустойки истцом не заявлялись, то по впоследствии предъявленному требованию о взыскании неустойки соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является обязательным.
Аналогичные правила применяются в том числе при взыскании процентов, предусмотренных статьями 317.1, 395 ГК РФ.
По каком адресу следует направлять претензию:
• Адресованное гражданину: должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания, который гражданин указал сам (напр., в тексте договора);
• Индивидуальному предпринимателю: по адресу, указанному в едином государственном реестра индивидуальных предпринимателей либо по адресу, указанному самим ИП;
• Юридическому лицу: по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному юридическим лицом.
Указанные правила применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Когда следует считать претензию доставленной адресату:
Как следует из ГК РФ гражданско-правовые последствия для адресата наступают с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Претензия считается доставленной и в тех случаях, если она поступила лицу, которому она направлена, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней. Например, претензия будет считаться доставленной, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Срок ответа на претензию:
По общему правилу спор может быть передан на рассмотрение в суд по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии, если иной срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Назад к списку
У вас есть вопросы? Заполните форму и мы свяжемся с вами
Благодарим за обращение
Наш специалист свяжется с Вами в течении 15 минут по указанному номеру телефона.